Выпуск №6-7 2019 г- 2019 г.
1851

Заслуженный художник России Сергей Воржев

Заслуженный художник России Сергей Воржев
Сергей Воржев:
«Важно, чтобы живопись несла в себе солнечную, Божественную энергию и излучала радость, яркие положительные эмоции. Она для этого и создается».
 
Заслуженный художник РФ Сергей Воржев – участник множества международных и российских выставок всех уровней. Его работы находятся в собрании Краснодарского краевого художественного музея им. Ф.А. Коваленко, Майкопского художественного музея, Министерства культуры России, а также имеются в частных коллекциях Канады, США, Франции, Австрии, Италии, Германии, Анталии, Японии, Сингапура, Новой Зеландии. Авторским методом этнического сюрреализма «марапацуца» он прославил родную Кубань далеко за ее пределами.
 
–  Сергей Дмитриевич, когда Вы основали свою школу? 
 
– Она открылась в 1997 году. Были периоды, когда ее деятельность вынужденно приостанавливалась в силу ряда причин. Потом снова открывалась. Без помех и в полную силу она функционирует уже лет пять: одно помещение приобретено в собственности, еще три – арендуем. Все члены нашей команды преподавателей-единомышленников и профессиональных художников прошли серьезный отбор: не каждый может работать с детьми, учить рисовать и прививать любовь к живописи. Для этого нужны какие-то особые свойства психики и характера, владение эффективными и современными методиками обучения, психологии. 
 
За основу мы взяли систему старых мастеров: Тициана, Веласкеса и др. Это позволяет довольно быстро поднимать уровень, самостоятельно делать инициативные работы. Иногда ребята просто удивляют невероятными авангардными решениями, реализованными на холсте. Интереснее всего наблюдать за творчеством детей в шесть–семь лет, создающих настоящие шедевры: в этом возрасте восприятие действительности еще свободно от предрассудков, не тронуто условностями. Всегда внимательно наблюдаю, как и что они рисуют, как излагают свои мысли, какое воображением. Но самое главное – это хотеть реализоваться, мечтать. У меня много учеников, начинавших с «нулевого» уровня, у которых только после двух–трех лет упорного и методического труда происходил «взрыв»: в один момент становились лучшими из лучших. У кого-то, конечно, это случается буквально с первого занятия. Но таких единицы: им дается дар свыше. 
 
В моей практике бывало и такое, что даже взрослые, состоявшиеся люди, никогда не увлекавшиеся искусством, вдруг открывали в себе новые грани, меняли профессию и выбирали путь художника. И сейчас выставляются в известных галереях по всему миру. 
 
В школе мы также преподаем карандашный рисунок (графику) по французской системе. И первые занятия всегда проходят с рисунка обнаженной модели. Такой способ многократно ускоряет процесс обучения. 
 
У нас нет ограничений, хотя, к сожалению, большинство художников не признают или авангард, или реализм, или что-то другое. У нас палитра действий самая широкая: от абстрактного искусства до гиперреализма. Важно, чтобы живопись несла в себе солнечную, Божественную энергию и излучала радость, яркие положительные эмоции. Она для этого и создается. А не для того, чтобы цветные пятнышки рисовать. Картины можно сравнить с мощными аккумуляторами. Если они излучают колоссальный заряд, то это и есть шедевр.
 
–  Расскажите об успехах Ваших учеников. 
 
–  Более ста моих учеников, занимавшихся под моим началом, уже могу назвать состоявшимися художниками. Продолжаю готовить и подрастающую смену: в настоящее время около 20 человек (разного возраста) перенимают знания, оттачивают технику уже не первый год в моей школе, являясь участниками региональных, всероссийских и международных выставок. Кроме того, мы создали собственную галерею под названием «Бронзовая лошадь», где регулярно устраиваем выставки. Она расположена в краснодарском отеле «Бристоль» вместе с большим антикварным отделом с редкими предметами старины. Особой популярностью пользуются совместные мероприятия молодежной направленности, организуемые среди студентов различных учебных заведений. Они с успехом проходят, в том числе в городском Газпромбанке, в Ростове, Ялте. Мои работы занимают лишь десятую часть от экспозиций, остальные картины созданы талантливыми ребятами. Два года назад мы устроили великолепную выставку на Красной Поляне в этническом комплексе, которая длилась полгода! Горжусь, что несколько лет подряд в итальянском Сан-Марино на международном детском конкурсе братьев Ламборджини воспитанники моей школы берут первые призы Гран-При. Часто выезжаем на Кипр, делаем пленэрные работы. И судя по результатам, получается у нас это очень хорошо!
 
– Какова, в Вашем понимании, философия и ценность творчества?
 
– Вы не задумывались, почему человечество так оберегает творчество? Если посмотреть на любую цивилизацию, то можно убедиться, что буквально все превращается в пыль, ржавчину… И только произведения искусства, живопись, архитектура, музыка остаются сквозь века и тысячелетия. Они не требуют перевода или специальной расшифровки: их понимают на всех языках и во всех культурах.
 
Уверен, что профессия художника не приобретается, а дается Богом от рождения. Его миссия – доделать то, чему Господь, который, по сути, и был первым художником, еще не успел придать форму, гармонизировать, изменить жизнь или наполнить ее смыслами. Он должен это доделать, «дотворить» за него. 
 
– В чем популярность Вашего метода?
 
–  Мой авторский метод называют этническим сюрреализмом не случайно: для меня важны исходные корни, чтобы в работах присутствовали корневые энергии, идущие от народа. Потому что этника, – это не только твой дедушка или бабушка, это тысячи лет истории предков, которые что-то бережно накапливали.
 
В детстве был такой интересный персонаж: дед Гирич. Он ездил по станице на телеге и кричал: «Кто будет железо давать, тот станет на марапацуцах летать». Это такие космические, планетарные, межзвездные корабли и некое сакральное явление. Гиричу каждое утро местные жители несли различные неисправные, старые или новые металлические предметы (кастрюли, утюги и другое). Помню, как нам – любознательным дворовым ребятам – отчаянно хотелось бороздить просторы Вселенной. Поэтому мы принимали самое активное участие в пополнении его богатой коллекции, которую Гирич каждое утро складировал в огороде, формируя колоссальных размеров пирамиду. Конечно, необъяснимо, но он видел в этом цель жизни: не продавал, а только складировал. Уже после его смерти родственники на протяжении где-то десяти лет вывозили «экспонаты» на металлолом. 
 
Когда начал рисовать, то стал задумываться о смысле этих марапацуц, их устройстве. Первую картину с марапацуцей («моя солнечная колесница») закончил в 1984 году. Затем пошли целые серии. Кстати, с ней связано множество событий: сняли мультфильм, который впервые в истории кубанского кинематографа прошел отбор и показывался на Канском фестивале. Сегодня люди (которые раньше вскидывали вопросительно брови и спрашивали, смотря на мои работы: «Что это?») с удовольствием их покупают для себя, на подарок близким или коллегам. Миф о марапацуцах приобрел физические очертания, и никто уже не сомневается, что они есть и на них можно летать. 
 
– Когда Сальвадора Дали попросили назвать трех своих любимых художников, от ответил: «Веласкес, Веласкес, Веласкес». Вы часто его упоминали. Почему именно он? 
 
– Он создал совершенно новую систему и сильно повлиял на художников того времени желанием развернуть на плоскости изображение.  Многое переняли у него и русские живописцы (Валентин Серов и другие). Творчество Веласкеса – масштабное, высокое и одухотворенное.     
 
Однако нельзя не сказать и о заслугах Микеланджело Караваджо. До него в искусстве преобладали так называемые «рафаэлиты», которые писали ясный и понятный, по-научному обоснованный мир. Он произвел революцию, поставив под сомнения этот метод, подчеркивая, что в искусстве, напротив, главное – это тайна, нечто, непознаваемое человеком. Приблизиться к святая святых ему помогала система тенеброзе – подвальное освещение. Представим себе подвал, окошко, луч света, который врывается в это пространство, озаряя сиянием только какую-что его часть. У караваджизма, который стал мировым способом создания предметов искусства, появилась масса последователей. 
 
По заказу Ватикана гениальный художник написал «Успение Марии». Вначале картину вообще не хотели забирать и оплачивать: настолько натуралистично была изображена усопшая дева Мария, что все, кто находился рядом, физически ощущали запах тления. Однако все-таки потом смирились и приняли полотно.
 
– Поделитесь, пожалуйста, секретами мастерства.
 
– Всегда кладу краску определенным знаковым способом, чувствуя, где идет энергия, а где – нет, а значит, в этом месте нужно переписывать. На своих уроках показываю, как сделать так, чтобы нанесенная краска превращалась в итоге в настоящее произведение искусства. Тогда маленькие и большие работы несут заряд, сравнимый с зарядом ядерной бомбы! 
 
Знаменитые картины:
 
«Дом антиквара» (1980);
«Знак моря» (1986);
серия «Марапацуца» (1984-1998);
серия «Неопознанные летающие объекты» (1984-2001);
серия «Улетевшая птица Кубань» (1987-2000);
серия «Кубанские ангелы» (1996-2000);
серия «Хутор Соленый» (1990-2001);
«Год петуха» (1994);
«Станичники» (1995);
серия «Екатеринодар» (1979-2001);
серия «Берег Афродиты» (1996-2000).
Вверх
>
Условия лицензионного соглашения: