Усадьба Клода Моне
Есть в Нормандии, менее чем в ста километрах от Парижа, небольшая симпатичная деревушка, утопающая в зелени и цветах. Первые упоминания о ней датируются XI в., однако ничем примечательным она не прославилась. Ничем, кроме того факта, что половину своей жизни здесь прожил гениальный художник, один из основателей направления «импрессионизм» – легендарный Клод Моне.
С чего все начиналось
Моне заприметил Живерни, проезжая мимо на поезде, что случалось довольно часто в те годы, когда он создавал свой цикл картин с изображением Руанского собора.
С Нормандией была связана значительная часть жизни художника. Родившись в столице, Моне, будучи еще совсем ребенком, переехал с семьей в Гавр, где начался его путь становления художником. С детства мальчик проявлял интерес к живописи, и окружающие находили, что он не лишен таланта. В 15 лет Моне стал за деньги рисовать карикатуры, а в 19, решив связать свою жизнь с искусством, отправился на обучение в Париж, где и познакомился с известными ныне всему миру Писсаро, Сезанном, Ренуаном, Базилем, Сислеем и Дега. Именно тогда, в этой компании молодых друзей-художников, зародился импрессионизм.
Предпочитавший работать на пленэре Моне часто возвращался в Нормандию. Его привлекал Руан со своим Кафедральным собором, также художник часто писал на побережье Ла-Манша, его особой любовью пользовался город Этрета и его меловые скалы.
Живерни
В Живерни Моне с семьей приезжает в 1983 г. в возрасте 43 лет. Сначала художник просто арендует дом, однако, через несколько лет он его выкупает и начинает переделывать: разбивает сад, перестраивает и перекрашивает дом и присоединяет к нему небольшой, превращенный в мастерскую сарай. Моне расширяет территорию, купив участок земли за железной дорогой, которая раньше служила границей усадьбы. Под ней был проделан подземный туннель, ведущий в так называемый «Водный сад»: находящуюся за путями небольшую реку преобразовали в пруд в японском стиле. Изображение пруда с растущими на нем кувшинками стало впоследствии сюжетом множества работ – в этом Водном саду было написано почти 300 картин.
Сад Живерни – такое же произведение искусства, как и многочисленные картины, он был для художника неиссякаемым источником вдохновения. Сад Моне сам по себе стал своеобразным проявлением импрессионизма – полный ярких цветов, он был настоящей ожившей картиной, которая каждый раз меняет краски и показывает новые оттенки одного и того же пейзажа.
Усадьба Моне в настоящее время
В наши дни сад Живерни выглядит точно так же, как и при жизни великого художника, хотя после его смерти некоторое время он был забыт и заброшен, и только ближе к концу XX в. Французская академия изящных искусств решила заняться восстановлением любимого детища Моне. Постепенно, собирая по крупицам информацию, удалось воссоздать полную картину. В 1980 г., после нескольких лет реставрации, сад был открыт для посещения.
Благодаря искусно подобранным по сортам и периодам цветения растениям, сад постоянно меняет свой облик, но неизменно радует посетителей яркими красками с весны по осень (зимой музей закрыт для посещения), хотя говорят, что для того, чтобы наиболее полно насладиться всей красотой этого места, стоит навестить Живерни в мае или июне.
Спрятанный в глубине сада дом тоже будто сошел со старых снимков и картин: он все так же выкрашен в розовый цвет и имеет яркие зеленые ставни. Интерьеры дома сохранены в первозданном виде – все точно также, как было, когда там жила семья Моне, вот только оригиналы картин, находящиеся ныне в самых роскошных музеях мира, заменены на репродукции. Но на своих местах остались нежно любимые хозяином дома японские гравюры, которые он обожал и увлеченно собирал на протяжении большей части жизни. Его обширная коллекция насчитывает более 200 гравюр, украшающих стены дома.
Как добраться
• На автомобиле. Путь из Парижа займет примерно час.
• На поезде. С вокзала Сен-Лазар в Париже до Вернона, далее – на автобусе прямо до музея.
До Живерни достаточно легко добраться как на машине, так и своим ходом, что делает это место идеальным направлением для небольшого путешествия, когда все достопримечательности Парижа уже изучены, и хочется новых впечатлений.