Свято-Михайловский монастырь – в самом сердце Северного Кавказа
Михайло-Афонская пустынь – одна из самых популярных достопримечательностей Адыгеи. Обитель основана монахами, прибывшими с Афона (Греция), на высоте 907 м над уровнем моря, в живописнейшем уголке Северного Кавказа. Связь со Святой Горой не прерывается и сегодня: братия совершает поломничество в монастырь Святого Павла для получения духовного опыта и окормления, а многие иконы для храма были специально написаны именно там, а также изготовлена точная копия Святых Даров Волхвов. По особым дням ее выносят для поклонения паломникам, чтобы они могли приложиться к этим святыням. Афонские традиции находят отражение и в укладе жизни: в первую очередь, это связано с особой монашеской одеждой, элементами богослужения, в распорядке дня, во внутреннем уставе.
На обширной территории пять храмов: Свято-Троицкий, Успенский, Архангела Михаила, Святого преподобного Александра игумена обители Неусыпающих, Преображения Господня.
– За короткий промежуток времени с момента возведения пустынь стала очень большой, играя ведущую роль на Юге России. Она имела не только огромный храмовый комплекс, но и развитое фермерское хозяйство, – рассказывает благочинный монастыря отец Михаил. – В архивах хранится информация о том, что в день на большие праздники обитель принимала до пяти тысяч человек. Тогда только на обед готовилось 300 ведер щей и выпекалось полторы тонны хлеба. У нее был свой кирпичный завод, кожевенный цех, крупный рогатый скот, даже 37 верблюдов, завезенных из Казахстана, для использования в качестве выносливой тягловой силы, в прудах ловили красную рыбу. К сожалению, в годы советской власти все отняли. И здесь стали господствовать различные организации: Дом инвалидов, детско-воспитательная колония, колхоз, турбаза «Романтика». В период оккупации все здания и сооружения, на которых были изображены литографии, остались целы. А в послевоенное время произошли основные разрушения. Сначала был взорван собор Успения Божьей матери, из камней которого было построено здание школы, переданное нам в конце 2017 года.
Затем другие объекты разобрали на строительные материалы или также сравняли с землей. До наших дней в частичном виде остался Троицкий храм, несколько построек на хоздворе, два здания, используемые турбазой как гостиницы. Сейчас у нас имеется монашеский корпус, где размещается часть братии, и гостиничный комплекс, где мы принимаем паломников. В конце 90-х годов встал вопрос, чтобы вернуть нашу обитель Русской православной церкви. Инициатива исходила от местного казачества в силу того, что раньше негласно монастырь назывался Казачьей лаврой, т.к. основан после окончания русско-турецкой войны. Так, чтобы казакам быстрее прийти к мирному устроению, открыли эту обитель. Там предусматривался целый комплекс, где ухаживали за инвалидами боевых действий. Сейчас мы также активно сотрудничаем с казаками, проводим совместные мероприятия: награждения, конные походы, присвоения воинских званий.
передали часть здания монастыря, находящегося в собственности турбазы, с условием, что братия восстановит ее. Процесс завершается: храмы теперь новые, например, деревянный – Успение Божьей матери. За этот период появились свои скиты, подворья (в поселке Хамышки, станице Сахрай, Безводной, др.). Так мы возрождаемся.
Знакомство с Михайло-Афонской пустынью начинается с посещения самой большой церкви – Свято-Троицкого храма, который изящно огибает старинная лестница. Она ведет на смотровую площадку, откуда во всей первозданной красе открывается необычайно притягательная панорама с буйством ярких пейзажей плоскогорья горы Физиабго, недалеко от села Победа Майкопского района. Кажется, что время остановилось: среди тишины чувствуешь единение с природой, с Богом. Внутри все замирает и успокаивается: замедляют свой бег мысли, эмоции, исчезают страхи. Приходит умиротворение, спокойствие, которых так не хватает в суете будней. Кажется, что пространство и время здесь сходятся в одной точке.
Возвратившись на главную аллею, наша редакция продолжает маленькое путешествие и проходит возле Троицкого храма, усыпальницы архимандрита Мартирия. Затем нам встречаются храмы Архангела Михаила, Александра игумена, деревянный Успенский храм. Неизгладимое впечатление оставляет величайшее почтение к истории русского народа, преклонение к его подвигам, воплощенные в памятнике великому князю Михаилу Николаевичу Романову (он показал небывалую отвагу и храбрость в Русско-турецкой войне (1877 г.) в освобождении Кавказа от турок), а также в мемориальном месте памяти казаков, сражавшихся на Кавказе, и могиле убиенных фашистами и инвалидов.
Для духовного очищения мы окунулись в купель, к которой ведет извилистая дорога. А на обратном пути отведали вкуснейшие монастырские блины и чай в местной трапезной.
Словом, и не заметили, как стало смеркаться. Уставшие и счастливые, мы вернулись из Михайло-Афонского монастыря в родной Краснодар, сохранив в сердце потрясающий новый опыт.