Ситуация на дорогах
Маленькие пассажиры – большая ответственность для родителей
Ежегодно в нашей стране в авариях погибает около одной тысячи детей, а еще около двадцати тысяч получают травмы, после которых многие становятся инвалидами. Начинает больно щемить сердце, когда понимаешь, что за сухими цифрами статистики – искалеченные судьбы. Данные ГИБДД России обращают на себя пристальное внимание общественности и в очередной раз заставляют серьезно задуматься о средствах безопасности, которые уже сейчас в силах применить каждый родитель, чтобы сохранить жизнь и здоровье своего ребенка. И в числе самых основных и передовых – специальные удерживающие кресла и устройства.
«Авось, пронесет», или неразумная экономия
Согласно обновленным Правилам дорожного движения 2017 г. перевозка детей в машине без соответствующего кресла возможна при достижении ими семилетнего возраста. Ранее это было разрешено, если ребенку исполнилось 12 лет. Теперь есть разделение на две возвратные группы. Транспортировка пассажиров младше семи лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка. Малышам, которым уже есть семь лет, допускается перемещать на заднем сиденье легкового авто с пристегнутым ремнем безопасности. На переднем сиденье легкового автомобиля обязательно применение автокресла до достижения ими 12-летнего возраста. За невыполнение данных требований ПДД на водителя налагается штраф в размере 3000 рублей.
Казалось бы, сумма равна средней рыночной цене на рассматриваемые изделия, однако все равно находятся родители, которые ежедневно надеются: «Авось, пронесет и без них». Этим безответственным поведением они уже ответили своей совести на вопрос о том, можно ли экономить на благополучии наследников. И таких, «взрослых» только по паспорту, граждан, к сожалению, не мало. Чтобы выяснить, как ситуация с нарушителями обстоит в краевой столице, мы вместе со старшим инспектором по пропаганде БДД УГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю капитаном полиции Павлом Окружко отправились в небольшой рейд по детским автокреслам.
Главный миф: малышам до года не нужно удерживающее устройство
Водитель белых жигулей, 65-летний Валентин Н., заметно нервничает и даже высказывает недовольство стражу порядку: «Мы с женой везем восьмимесячную внучку к педиатру и не хотим опоздать на прием. Можно уточнить, что я нарушил и по какому поводу вы меня остановили?» На переднем сидении женщина держит на руках малышку. На вопрос полицейского, почему в машине нет автолюльки, мужчина отвечает просто: «Ребенку гораздо удобнее и надежнее ехать под присмотром бабушки». А затем, как бы невзначай, добавляет: «А разве это запрещено?»
Однако незнание закона – не освобождает от ответственности. И в данной ситуации нельзя ограничиться положенным административным наказанием, ведь даже он не гарантирует, что нарушитель не продолжит и впредь играть с законом и судьбой. В ход идут проверенные средства профилактической беседы – веские доводы и аргументы.
– К сожалению, это самое распространенное заблуждение. Приходится объяснять гражданам, что дети до года должны перевозиться не на руках, а только в адаптированных «автолюльках», которые имеют почти полностью горизонтальное положение и предусматривают мягкий вкладыш для новорожденных, – рассказывает Павел Окружко. – А для тех, кто до сих пор сомневается, приобретать или нет спецустройство, приведу простой пример: если автомобиль ударяется о препятствие со скоростью 50 километров в час, то вес ребенка увеличивается почти в 30 раз. То есть при его массе, например, в пять килограмм в момент столкновения она возрастет до – 150! Родитель не удержит на весу такого «потяжелевшего» отпрыска, который неминуемо ударится о переднее сиденье или полетит в сторону лобового стекла, либо может придавить его собственным телом. Также необходимо помнить, что, если вес отпрыска меньше 13 килограмм, то лучше закрепить кресло спиной к движению. Но когда транспортное средство оснащено подушками безопасности, его разрешено устанавливать на переднее сидение только в случае отключения фронтальных подушек.
Хочется верить, что слова полицейского не остались без внимания нарушителя.
Автоледи и джентльмены Краснодара
Однако не может не радовать тот факт, что наравне с теми, для кого, как говорится, закон не писан, на дорогах Краснодара нам встретилось немало автоледи и джентльменов, которые перевозили детей согласно ПДД. Так, многодетная мать Лариса К. снабдила салон своей серебристой «Мазды» тремя удерживающими устройствами: «автолюлькой» на переднем сидении для семимесячного сынишки и двумя детскими кресла на задних – для пяти- и четырехлетних дочерей.
– Для меня никогда не стоял вопрос: покупать данные приспособления или нет, – рассказывает Лариса К. – Но прежде чем определиться с конкретной моделью, а их на рынке представлено – множество, мы с супругом изучили литературу, а также Интернет-форумы. И в итоге остановили свой выбор на качественных немецких детских креслах. Они пусть и немного дороже, но зато, когда я отвожу своих девочек в школу, я не волнуюсь за то, что с ними все будет хорошо в дороге.
И хотя законодательная практика применения удерживающих устройств в нашей стране имеет пока всего лишь немногим более чем десятилетнюю историю, она уже принесла положительные результаты. По данным Международной организации здравоохранения, использование детских автокресел для перевозки несовершеннолетних граждан позволяет уменьшить смертность среди детей от рождения до 1 года – на 70%, а среди маленьких пассажиров старшего возраста – на 55%. По данным УГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю, в 2017 г. произошло 709 аварий с детьми. В них 37 человек погибли и 751 – получил ранение. Из 37 погибших детей – 22 были пассажирами.
На этом фоне заявления о том, что приобретение кресла – лишние расходы, не выдерживают критики. Ведь никакая сумма или штраф не сравнится с бедой, которая может постичь любого, кто пренебрегает простыми, но эффективными мерами и средствами безопасности в пути.
Светлана Тельнова